Поиск по этому блогу

четверг, сентября 24

Одесский Кафедральный Спасо-Преображенский собор

Спорнсор поста - смешные обои

В самом сердце Одессы стоит храм. И нет ничего удивительного – храмы, подобные этому создавались в каждом крупном городе Российском Империи, жители которой славились набожностью. Да и не один храм украшал центр Одессы. Но есть в этом здании что-то притягивающее и завораживающее. Иногда можно надолго застрять на Соборке, просто разглядывая его силуэт.

Как же создавался этот храм, ставший, по сути, центральным храмом православного христианства в Одессе? Попробуем полистать страницы истории, чтобы побольше узнать об истории Одесского Кафедрального Спасо-Преображенского собора…



Первые исторические сведения об Одесском кафедральном соборе встречаем на "плане города Хаджибея", позже названом Одессой, составленным инженером-полковником Францем Деволаном. Этот план, как нам известно, был одобрен вице-адмиралом Иосифом де Рибасом и графом Платоном Зубовым и утвержден утвержденным императрицей Екатериной II. План города и порта предусматривал создание четырех гаваней и четырех церквей. Надлежало соорудить церкви "русскую, греческую, военную и католическую", а именно: «первая церковь во имя Святителя Христова Николая для граждан русской нации и собор на главной площади, вторая - во имя Святой Троицы для жильцов греческой нации на Греческому форштадте, третья - во имя Святой Екатерины для военных около Военной гавани и четвертая - в имя Святого князя Александра Невского в крепости».

Однако к августу 1794 года, к моменту официального рождения Одессы, ни одного из одесских храмов, намеченных Деволаном по плану, не было заложено. Только 22 августа 1794года митрополит Екатеринославский, Херсонский и Таврический, а впоследствии и Киевский, Гавриил в присутствии Иосифа де Рибаса торжественно освятил основание Одессы и площадку, отведенную для строительства первого «временного» храма во имя святителя Николая Мирликийского.

Временную небольшую деревянную Николаевскую церковь, сооруженную в спешке за «монаршие щедроты», освятил в январе 1795 года екатеринославский архиепископ Платон, однако эта церковь не соответствовала грандиозному размаху строительства Одессы.

По некоторым источникам первый проект Одесского Спасо-Преображенского собора принадлежал выдающемуся зодчему Тома де Томону - автору городских больницы и первого одесского театра, который в последствии сгорел в 1873 году. Однако, как утверждают материалы, собранные на официальном интернет-сайте храма, это предположение не соответствует действительности. Уроженец Швейцарии архитектор Тома де Томон приехал в Россию лишь в 1800 году и именно тогда он составил первый проект Казанского собора в Петербурге. Не найдено никаких подтверждений в архивных источниках относительно авторства или участия Тома де Томона в работах по созданию одесского храма и в последующие годы.

По архивным документам и литературным источникам можно сделать следующий вывод. Строительство каменной соборной церкви в Одессе митрополит Гавриил поручил строителю казарменных сооружений в Николаеве, архитектору, инженеру-капитану Викентию Ванрезанту, который быстро составил проект и уже 14 ноября 1795 года рядом с временным Николаевским храмом на одной из главных площадей в Одессе митрополит освятил закладку каменной церкви во имя того самого святителя.

По проекту сооружение трактовалось в виде равнораменного креста, вписанного в круг, а его среднекрестие предполагалось увенчать большой башней. 18 февраля 1800года храм Святого Николая был назван соборным. Кстати, своим указом императрица Екатерина II выделила молодому городу серьезные по тем временам средства – более 312 тысяч рублей – на строительство общественных сооружений, в том числе и соборного храма. В частности, на долю храма выпадало почти 25 тысяч рублей. Строительство взяли на себя с 1796 года вознесенский помещик, отставной прапорщик Шлегель и майор Иванов, обязавшись закончить все работы в августе 1797 года. В течение нескольких месяцев они активно работали, но успели возвести сооружение лишь до цоколя, когда из-за смерти Екатерины II, по приказу Павла II, сооружение храма, как и другие строительные работы в Одессе, прекратились. И вот в январе 1803 года градоначальником Одессы был назначен герцог Ришелье, который подал в Петербург для утверждения и ассигнования соответствующих средств на строительство только два плана церквей из шести. Этими двумя храмами были Николаевская и Екатерининская церкви. Чертежи утвердили, из государственной казны выделили на сооружение собора в 1804 году 40 тысяч рублей, а в 1805 году эту суму увеличили до 10 тысяч.

Работы по сооружению предшественника того величественного храма, который возвышается теперь в центре Одессы, начались 8 апреля 1804 года. Именно тогда Арман Ришелье издал приказ «приступить к постройке соборной церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая, заложенной и основанной фундаментом в Одессе прошлого 1795 года в царствование Императрицы Екатерины II, а ныне щедротами внука Ея, Императора Александра II, должна быть окончена строением». Таким образом. возведение начатого по проекту Викентия Ванрезанта храма было возобновлено и надзор за работами доверено архитектору Франсиску Фраполли. Теперь подрядились строить храм одесские купцы Андросов и Алексеев, которые 20 мая 1808 года завершили строительство главного массива собора. Однако внутреннее оборудование шло очень медленно. Не было средств на создание нового иконостаса, поэтому воспользовались старым из временной церкви, стоявшей по соседству. 25 мая 1808 года архиепископ Платон освятил главный алтарь собора во имя Преображения Господня, правый - во имя Святого Николая Мирликийского. Левый алтарь был освящен во имя Святого Спиридона и с тех пор собор начал именоваться не Николаевским, а Спасо-Преображенским.



В соответствии с гравюрой начала XIX века, это здание действительно величественное, монументальное по размерам, отмечено смелым замыслом зодчего и выдержано в четких архитектурных формах. Просторная незастроенная площадь, на которой возносится собор, позволяла обозревать его со всех сторон. Кстати, посетивший Одессу в 1810 году князь Долгоруков так описал свое впечатление от храма: «...выстроен прекрасной архитектуры собор... он аналогичен базиликам Европы. Однако нет при нем соответствующей колокольни. Внутри церкви пол выстлан из черного мрамора: в центре разноцветные изразцы дают ему вид мозаического паркета. Приступки между колонн, по коим входят в храм, будут намощены лавой. Она уж выписана и заготовлена. Что может быть в новом вкусе того роскошнее? Жаль, что иконостаса нет хорошего: он писан на ширмах, затянутых холстом, наподобие полковых церквей. Утвари в соборе богатой нет, видно, что заботились о наружной красоте здания для города более, нежели о внутреннем благополучии дома Господня».

С этим прекрасным зданием не гармонировала расположенная рядом временная деревянная церковь и за ветхостью ее разобрали. Правда, старую колокольню оставили, потому что строительство новой, на которую нужны были большие средства, на некоторое время отложили. Так закончил свое существование первый храм в Одессе. Он оказался тесным, постоянно требовал ремонта, перестроек, но существовал все время, пока рядом с ним строился каменный Николаевский собор, впоследствии названий Спасо-Преображенским. Именно о нем когда-то митрополит Гавриил писал, что он «заложил ее для граждан русской нации и собора на главной площади».

В1809 году при соборе была открыта «певческая», которая содержалась из городского бюджета. Большее внимание уделили внутренней отделке и убранству храма. Наконец в 1810 году вышел указ обер-прокурора Синода о «украшении» собора в Одессе. Синод поручил Екатеринославскому епископу Платону собрать сведения об оборудовании собора, обследовать, что действительно нужно сделать для завершения внутреннего убранства, определить приблизительно необходимые для этого средства.

На обустройство храма требовалось 92 тысячи рублей, из которых соорудить новую колокольню планировали за 40 тысяч, спроектировать и устроить большой иконостас в сумме за 40 тысяч, а также сделать вокруг собора ограждение тысяч за 8.

Составленная смета на сооружение колокольни, ограды, приобретение большого колокола, устройство нового иконостаса, а также опись соборной собственности подал в Екатеринославскую духовную консисторию протоирей Огинский, однако консистория и архиепископ Платон по синодальному приказу решили, что строительство колокольни, ограды и приобретение колокола не принадлежат к внутренней отделке собора и особой потребности в них из-за дороговизны до благоприятного времени не имеют. Иконостас же для большего «благолепия» нужно сделать новый за 15 тысяч. Но средств не хватало. Благодаря ходатайству Ришелье из Петербурга в Одессу была отправлена роскошная ризница, а из государственной казны на внутреннее оборудование собора было получено как раз 15 тысяч.

Но война 1812 года сказалась и на Одессе, надолго отвлекши внимание городских властей от собора. Уже в 1814 году при преемнике Ришелье графе Лонжероне для собора приобрели новый прекрасный и щедро декорированный иконостас, исполненный воронежским мастером Юхариным, и иконы, написанные профессорами Академии искусств Угрюмовым и Ивановым.

Начиная с 1823 года, пошел отсчет нового, «русского» периода в истории общественной жизни Одессы, связанного с именем генерал-губернатора Михаила Воронцова. В 1824 году соборный протоирей Куницкий вновь поднял вопрос о сооружении колокольни и при ней «теплой церкви» в имя Святого Архангела Михаила. Четвертый алтарь храму был необходим и потому, что соборное сооружение было очень тесным для парафиян и, к тому же, с 25 сентября 1822 года Спиридоновский алтарь передали греческим служителям, которые вели службу для эмигрантов, прибывавших из Греции и временно проживавших в Одессе.

Однако средств на строительство по старой привычке не находилось. Лишь по ходатайству князя Воронцова и градоначальника Левшина на сооружение каменной колокольни были отпущены 50 тысяч из городского бюджета, а всего, по предварительным расчетами, требовалось почти 94 тысячи рублей. В 1825 году преемником Франсиска Фраполли, архитектором Джованни Фраполли был составлен «Первоначальный проект собора с отдельно стоящей колокольней» на три яруса. На этом чертеже есть надпись о том, что проект «изволил рассматривать Государь Император 25 июня 1826 года». Чертеж был утвержден в 1827 году. Сначала строительство колокольни было доверено комиссии, в состав которой вошли настоятель собора и почетные граждане Одессы - купцы Кошелев, Ростовцев и Михайлов. Но начатое в 1827 году строительство колокольни прекратили, а впоследствии продолжили по новому проекту архитектора Джорджо Торичелли. Работы были закончены 15 февраля 1836 года и одобрены «Техническим советом Комитета путей сообщения и общественных сооружений». По новому проекту предусматривалась четырехярусное сооружение, надзор за строительством которого осуществлял Одесский строительный комитет, под руководством которого к 24 мая 1840 года были закончены все работы.



Чуть ранее, в 1837году была освящена новая четырехъярусная колокольня, на которой в 1841 году деревянный шпиль заменили на железный, 12 саженей высотой. Теперь высота колокольни от фундамента до креста составила 37 саженей и 2 аршина (более 80 метров).

Главный колокол имел массу в 1138 пудов и 32 фунта. Его отлили в 1832 году из 28 турецких пушек, захваченных во время русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов, и был подарен собору императором Николаем I. Тогда же, в 1837 году Одесский Спасо-Преображенский собор стал главным местопребыванием Херсонского и Таврического архиепископов, вследствие чего он приобрел статуса кафедрального.

Кстати, говоря о соборе, нельзя не сказать о Соборной площади. Как поется в одной известной одесским меломанам песне, «Есть знаменитая у нас в Одессе местность, о ней не ведают лишь только дураки. Приобрела она давным-давно известность, две сотни лет о ней слагаются стишки». И не даром ее в этой песне сравнивают с нью-йоркским Манхеттеном или Елисейскими полями в Париже. Так вот, в 1833-1834 годах хозяйственный департамент имперского Министерства внутренних дел рассмотрел материалы для застройки площади вокруг Спасо-Преображенского собора. Проекты и чертежи 1831-1841 годов одесского собора и примыкающих к нему кварталов, фасады зданий на Соборной площади, генеральные планы самой площади хранятся в Санкт-Петербурге. Одновременно на площади по проекту архитектора Козлова были сооружены дома для соборного причта и дьякона. Сам собор считался тесным и, согласно пожеланиям архиепископа Гавриила, предлагалось его значительно расширить и капитально отремонтировать.





В течение двух десятков лет, до 70-ых годов XIX века шли различные работы по видоизменению собора и его обустройству.

Следующие значительные изменения произошли в соборе в первые годы прошлого, XX века. 21 мая 1900 года в присутствии многочисленного духовенства, парафиян и жителей Одессы состоялось торжественное освящение закладки новых стен собора. Колокольню в том же 1900 году украсили новыми пилястрами, фронтоны с каждого фасада повысили и заменили распределение ярусов. Шпиль значительно расширили в диаметре новой обшивкой из досок, высота сооружения увеличилась на 3 сажени и 2 аршина. Также установили новый железный крест, вдвое больший предыдущего, который совсем расшатался и по размерам никак не соответствовал шпилю. Все работы на колокольне осуществлялись таким образом, чтобы ослабить впечатление ее наклонного положения.

Тогда же в соборе было проведено электрическое освещение, которое предоставляло возможность осветить сооружение и снаружи, а для лучшей очистки воздуха из Лондона получили специальное вентиляционное оборудование. В 1906 году в храме установили электрическую сигнализацию по плану и по системе механика Стюрановича. Воду в собор провели по городскому водоводу, сооружение также подключили к городской канализационной сети.

Основные работы последнего обновления Спасо-Преображенского собора были закончены в 1903 году и приурочены к храмовому празднику 6 августа. По окончанию реконструкции собор получил более целостный архитектурный образ, его части довольно органично объединялись классицистическими ордерными формами, а своей монументальной массой он доминировал в округе площади.



Кроме капитальной перестройки соборного сооружения и окраски внутренних стен, а также позолоты всех лепных элементов, были обновлены и заново позолочены иконостасы, иконы, серебряные ризы и различная церковная утварь.

Кроме того, был водружен еще один большой колокол, который укрепили на железных тавровых брусьях. сделаны цементные полы, деревянные ступени заменены на железные, устроен громоотвод, установлены новые часы фабрики Винтер из Петербурга.

После окончания работ был подан детальный отчет об израсходованных средствах. В целом, реконструкция Спасо-Преображенского собора в 1900-1903 годах стоила около 216 тысяч рублей, которые поступали из нескольких источников: собранные в 1894-1896 годах по подписке (15587 руб.); от одесского купечества (5000 руб.); по подписному листу во время перестройки собора (12000 руб.); от Одесского городского кредитного общества (15900 руб.); от Одесского городского общественного управления (78624 руб. 75 коп.) и так далее.

Таким образом, после капитальной перестройки кафедральный собор в Одессе стал одним из наибольших на Украине. В нем свободно размещалось 12 тысяч человек. В центре Соборной площади в начале нашего века находился "малый" фонтан с цистерной, которая принадлежала собору. Его построил одессит Завадский по просьбе архиепископа Иннокентия. Около фонтана происходило водоосвящение, а позже цистерна служила хранилищем холодной воды для путников.

В соборе собралось значительное количество драгоценностей. Так, в главном алтаре стоял изготовленный в Москве в 1853 году на средства купца Лашина престол из чистого серебра с рельефными вставками. На алтаре в бане располагалось серебряное изображение Святого Духа в виде голубя в полете; в киоте на горном месте находилась большая запрестольная икона Святой Троицы кисти французского художника Леруа, написанная в 1889 году в Париже по заказу прихожанки Чевран.

Большие иконы мраморного иконостаса были выполнены в мастерских Троице-Сергиевой лавры. На обеих половинах царских врат - иконы евангелистов, в середине - овальная икона Благовещения пресвятой Богородицы в серебряной чеканенной позолоченной ризе, а над царскими вратами - в круглой резной раме икона с изображением Тайной вечери.

В левом клиросе в киоте находился большой крест из красной меди. Он имел историческое значение, потому что был изготовлен на средства воинов, которые в 1854 году отправлялись на войну, бросая монеты на Соборную площадь во время молебна при прохождении войск. Между правым клиросом и южными дверьми - большой киот, сооруженный на средства супругов-одесситов Степановых. Здесь находилась чудотворная икона Касперовской Богоматери, которая была главной святыней собора. Чдодейственная икона Касперовской Божией Матери доставлялась ежегодно в Одессу из села Касперовка 25 сентября и оставалась в соборе до праздника Святой Пасхи.



С другой стороны двери - мраморный киот, где находилась старинная икона Святого Николая Чудотворца. Считали, что эта икона из деревянной временной церкви, предшественницы собора. Рядом была старая икона Казанской Богоматери.

Следует также отметить, что в здании храма нашли последний приют некоторые известные люди той эпохи. В частности в соборе находилась могила архиепископа Херсонского, Таврического и Новороссийского Иннокентия и могила архиепископа Херсонского и Одесского Иоаникия. Также в храме покоился и архиепископ Никанор. В середине трапезной церкви располагались могилы Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, наместника Кавказа Светлейшего князя Михаила Воронцова и его супруги Елисаветы Ксаверьевны. Памятник на могиле князя был исполнен из темно-серого мрамора, на плите золотом была выедена надпись «Генерал-фельдмаршал, князь Михаил Семенович Воронцов, родился 19 мая 1789 года, скончался 6 ноября 1856 года». Рядом с супругами Воронцовыми покоился архиепископ Димитрий.

После событий, связанных с Октябрьским переворотом 1917 года, согласно приказам и распоряжениям относительно изъятия церковных ценностей Спасо-Преображенский собор был ограблен. Из докладной кафедрального протоирея Лобачевского от 18 апреля 1922 года на имя Херсонского архиепископа Феодосия известно, что 16 апреля Одесской губернской комиссией по изъятию церковных драгоценностей отдела управления губисполкома было «совершено ограбление собора». Была составлена опись соборной собственности, которая содержала 882 пункта. Среди них картины, иконы, ризница, драгоценное Евангелие, церковная посуда и другие принадлежности. По перечню, общая масса золота составляла 1 фунт, а серебра - 20 пудов и 37 фунтов. В описи изъятых церковных принадлежностей также значились «большой колокол весом 1138 пудов, четыре средних колокола весом от 300 пудов, два медных колокола от одного до трех пудов и башенные часы с колокольни». Все соборное имущество 3 мая 1922 года было отправлено в губернский особый отдел. Подлежали уничтожению и два каменных двухэтажных здания для причта на Соборной площади, 12, как «не приносящие никакою дохода». Вот выдержка из протокола заседания № 42 президиума Одесского исполкома от 2 марта 1932 года. Среди прочих насущных вопросов был утвержден «на основании ходатайства рабочих города Одессы о закрытии культовых заведений» список закрываемых храмов. Первым в нем стоял «кафедральный собор, который находится в центре города на улице Красной Армии».

В 1936 году мощным взрывом были снесены сначала колокольня, а потом и собор. К счастью, перед взрывом одесский инженер Моцаков зафиксировал сооружение, сделав обмерочный чертеж северного фасада.



Из каменных остатков собора через год построили школу, а на месте храма появился фонтан и общественный туалет. После уничтожения собора епископскую кафедру перенесли в уцелевшую Успенскую церковь на Преображенской, 70, которую с тех пор еЈ стали называть Успенским кафедральным собором.

Более 60 лет прошло с тех черных дней и вот 23 апреля 1999 года постановлением Кабинета Министров Украины Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор на Соборной площади был включен в «Программу воссоздания выдающихся утраченных памятников истории и культуры Украины». Спустя 3 месяца была учреждена благотворительная организация «Черноморский Православный фонд», основной задачей которой был сбор средств на воссоздание храма. 2 сентября 1999 года были подведены итоги открытого конкурса на разработку проекта реставрационного воссоздания храма, где первую премию получил конкурсный проект, выполненный Одесским городским проектно-производственным бюро архитектуры и градостроительства (КП «Одеспроект») при управлении архитектуры и градостроительства горисполкома. Уже через 3 дня, 5 сентября состоялось торжественное освящение начала строительства и закладка в основание собора капсулы с посланием будущим поколениям Одессы и мощами Георгия Победоносца. 29 декабря 1999 года генеральным подрядчиком было определено АО «Стикон», а 1 февраля 2000 года было положено начало нулевому циклу строительства. 29 апреля 2000 года состоялось освящение и закладка первого камня в основание колокольни.



Вскоре начался сбор средств на проведение строительства. 10 ноября 2001 года Черноморский Православный фонд совместно с телекомпанией «РИАК» провели благотворительный марафон по сбору средств на завершение второй очереди строительства восстанавливаемого Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Марафон принес 573 тысяч гривень.
6 января 2002 года состоялась первая служба в нижнем храме Спасо-Преображенского собора — торжественный молебен, посвященный Светлому празднику Рождества Христова.
7 декабря того же года состоялся еще один благотворительный марафон по сбору средств на завершение общестроительных работ возрождающегося собора. Общая сумма пожертвований от одесситов и предприятий города составила 579 тысячи гривень.
28 декабря состоялось освящение и установка крестов на купола возрождаемого храма.
25 апреля 2003 года первые 18 человек были отмечены памятным знаком Черноморского Православного фонда «за угодный Господу вклад в дело восстановления поруганной святыни – храма Преображения Спаса нашего и Иисуса Христа, сына Божия».
26 марта 2005 года состоялась передача здания собора Одесской епархии Украинской Православной церкви. После передачи здания в Нижнем храме собора прошло награждение памятным знаком Черноморского Православного фонда людей, внесших наиболее весомый вклад в воссоздание храма. В числе награжденных был и академик Филатов, который сразу после разрушения храма в 1936 году сделал первый шаг для его возрождения: на собственные деньги построил на месте главного алтаря разрушенного собора фонтан, «дабы не топтали люди святого места».
14 июля 2005 года на заседании правления ЧПФ принято решение о перезахоронении в соборе праха супругов Воронцовых. Перезахоронение праха Светлейшего князя и его супруги в Одесском кафедральном Спасо-Преображенском соборе состоялось 10 ноября.


Пора думать о зиме - новогодние туры в подмосковье

Комментариев нет: