Поиск по этому блогу

четверг, января 28

Из истории одесских улиц

Интересные факты из истории Одесских улиц Каждая улица Одессы имеет свой имидж и шарм, судьбу и славу, достойна признательности, любви и памяти. Ведь из истории улиц, из происходящих на ней событиях и складывалось будущее Южной Пальмиры. Каждому известны такие улицы как Дерибасовская, Большая и Малая Арнаутская, Греческая, Фонтан и другие. Но далеко даже не каждый одессит может рассказать почему эти улицы были так названы и какие значимые события происходили на них. Мы расскажем вам о самых интересных улицах Одессы.

Малый, Средний и Большой Фонтаны

История возникновения Фонтанов напрямую связана с тяжелым для Одессы периодом, когда катастрофически не хватало пресной питьевой воды. В городе у самого моря, так сказать "на воде", чистая питьевая вода ценилась во вес золота.

старый колодец возле горбатого мостикаВоду в Одессе приходилось искать и добывать. Сначала люди копали колодцы в поисках вод, скопившихся в известняках. Присмотритесь внимательно к одесским дворам. В некоторых вы и сегодня найдете колодцы. Например, перейдя Сабанеевский (тёщин) мост, возле горбатого мостика, можно увидеть такой колодец, почти полностью сохранившийся. В старой Одессе их копали также и на перекрестках улиц. Кроме этого, собирали и дождевую воду в специальные цистерны.

Однако неудовлетворительное качество колодезной и сточной воды, ее малое количество и высокая стоимость (в 1796 году ведро воды стоило 10-15 копеек, в то время как фунт мяса стоил 20 копеек) побуждали администрацию города и частных предпринимателей искать пути к более эффективному способу снабжения жителей водой.

На помощь пришли фонтаны. В то время они представляли собой ручейки, сбегавшие по прибрежным склонам к морю. Возле этих источников возникли три хутора – Малый, Средний и Большой Фонтаны. Но фонтаны сами по себе были не очень-то обильны. Как видно из помещенной в газете "Одесский вестник" за 1831 год таблицы, в которой приводилось количество воды из главнейших источников в окрестностях Одессы, источник "Большой Фонтан" давал 840 бочек воды в сутки (каждая бочка вмещала в себя 30 ведер воды), "Рашковский" – 602, два ключа Среднего Фонтана – 659 бочек.

Уже вскоре после основания города стало ясно, что только строительство водопровода может разрешить проблему водоснабжения. Перед нами волнующий документ 1808 года – обращение одесской бедноты к магистрату с просьбой о проведении воды из источника "Большого Фонтана": "От Фонтана почерпнут люди прохладную воду, усталый старец оживит засохшие уста свои, жители изобильно воспользуются к своему насыщению, способствуя на потушение и пламени огненному".

конная железная дорогаА пока сооружение водопровода было только в умах одесситов, на Большой Фонтан бегал паровозик с несколькими вагончиками, запряженный двойкой лошадей, и развозил воду по городу. До возникновения электричества была конная железная дорога, в простонародье -- конка. Остановки паровоза, естественно, именовали "станциями", а сам маршрут "линиями". С пуском же электрического трамвая названия остановок так и остались "станциями", а улицы - "линиями" и по сей день. Так что не удивляйтесь, если услышите в одесском транспорте "пятая станция Большого Фонтана", их в Одессе есть с первой по шестнадцатую.

Тем временем, многие десятилетия XIX века мысль о создании в Одессе водопровода не угасала. Один из первых взялся за создание этого инженерного сооружения французский эмигрант Пишон. После его смерти дело продолжил таганрогский купец Тимофей Ковалевский. Его именем был назван водопровод, проложенный на Большом Фонтане, а ныне та местность и одноименная улица называется Дачей Ковалевского.

Малая Арнаутская

Почему Малая Арнаутская? Произошла она от Арнаутской слободы, где жили арнауты (албанцы). Впоследствии при строительстве улиц это название оставили.

Окраинное расположение, близость черты порто-франко, моря, вокзала, "Привоза" формировали нравы, обычаи, традиции не страдавших чопорностью коренных обитателей улицы и ее инфраструктуру, ориентированную на торговлю провизией. Сегодня трудно поверить, что когда-то тут было до сорока мясных, столько же бакалейных, двадцать молочных магазинчиков и еще с полста торговых заведений, где можно было купить все: от кайенского перца до одесских бубликов, включая вино, рыбу и конфеты знаменитой фабрики братьев Крахмальниковых, чей магазин находился в собственном их доме №109.

Продавали на Малой Арнаутской и книги, обувь, уголь, часы... Тут был Дом старообрядческой церкви, синагога красильщиков, мастерские, аптека, гостиница "Майбах", баня, фотография "Заря", постоялый двор, книгоиздательство, прачечная и трактир "Лондон" на углу Ришельевской, ласково именуемый "Лондончик"... Всего этого предостаточно было бы для какого-нибудь провинциального городка, некое подобие которого и представляла собою Малая Арнаутская.

Большая Арнаутская

Название "Большая Арнаутская" уходит корнями еще в начало ХIX столетия, когда между нынешними улицами Белинского и Канатной была небольшая, шириной, примерно, с современный квартал, Арнаутская слободка, по распоряжению герцога Ришелье заселенная солдатами - арнаутами, сиречь, албанцами. С годами она "растворилась" в городской застройке, но "проросла" двумя параллельными, протянувшимися до Молдаванки, улицами, одну из которых, в отличие от соседней Малой, потомназвали Большой Арнаутской.

Вдоль Большой Арнаутской от улицы Белинского до Канатной тянулся когда-то канатный завод Новикова, напротив располагалось представительство известной французской компании, производившей пастеризованное вино "Сен - Рафаэль". Широко были известны и самые большие на Юге сахарные заводы под фирмой "Братья Бобринские", представительство которых в 1910-х годах тоже помещалось на Большой Арнаутской.

Но в целом торгово-промышленная инфраструктура Большой Арнаутской была представлена небольшими магазинами, лавками да мастерскими. Их было великое множество и конкуренция заставляла ремесленников осваивать и тотчас же рекламировать доступные им технологические новшества. Так, когда в "Первой Американской мастерской обуви "Эклипсе" начали применять клей, владелец не преминул осчастливить клиентов заверением в том, что после ремонта "заплаты не заметны".

Продавали же тут граммофоны, мягкую восточную обувь - чувяки, ароматные табаки, тончайшую папиросную бумагу, скрипящие отменной кожей и сверкающие никелированными замками чемоданы, книги, венскуюмебель, часы на все вкусы и возможности, мануфактуру, и прочая и прочая…

На Большой Арнаутской вблизи "Привоза" располагались и два постоялых двора, дабы приезжий человек имел где поставить на ночь коней, самому преклонить голову, а поутру умыться и испить чаю. Если же кому вышла необходимость подать какую бумагу в казенное учреждение, так ее в двух юридических бюро на Большой Арнаутской не только толково составляли, но и печатали на еще диковинной для многих машинке…


Дерибасовская

Улиц, не уступающих красоте и славе Дерибасовской, в Одессе много, но Провидению было угодно, чтобы только одна полоса причерноморской земли на краю турецкого поселка Хаджибей обернулась, как писали в старину, "замечательной по красоте своих зданий и сосредоточенности движения" Дерибасовской улицей, известным во всем остальном мире символом прекрасного города.

Дерибасовская - старинное фото


Первоначальное название улицы Гимназская, иногда встречается название Гимназическая. Названа в честь коммерческой гимназии Вольсея, открытой по указу первого градо-начальника города Ришелье 16 апреля 1804г. С 6 июля 1811 г. улица называется Дерибасовская или де-Рибасовская. Названа так в честь первого градоначальника города Иосифа Михайловича де-Рибаса, который разрабатывал строительный план и управлял городам с момента его основания.

Благоустройству Одессы долгое время мешало отсутствие камня для мощения дорог. После дождей дороги превращались в непроходимую местность из воды и грязи. Даже появилась должность носильщика, который переносил пассажиров в повозки или вытягивал из грязи застрявшие колеса возов. Это было большой проблемой города, которую необходимо было решать. Местный ракушняк оказался непригодным: крошился, превращался в пыль. Было принято решение мостить гранитом и вулканической лавой. Одессу начали мостить камнями везувийской лавы. Считался, что он привозился из Неаполя как балласт для пустых кораблей. Однако интересный факт — почему его привозили только из Неаполя, из-под Везувия?

Совершенно очевидно, что Деволан (военный инженер, который составил план улиц Одессы), следуя советам Ветрувия, позаботился о том, чтобы балластом оказался именно этот камень. Эти советы пришли по душе и Иосифу де-Рибасу, ведь Одесса будет строиться и моститься именно из камней его родины - Неаполя!

Этими камнями и по сей день покрыта Дерибасовская улица, а также некоторые другие улицы центра города.

Дерибасовская тогда, как и сейчас, являла собою своего рода витрину, блистательную и привлекающую, поскольку испокон веку была центром деликатного бизнеса. Потому и не продавали здесь дрова и уголь, не подковывали лошадей, не подносили охочим до того стопки "казенного" белого зелья. Здесь дышал ароматной прохладой "Погреб французских вин", благоухала знаменитая кондитерская Замбрини, подавали изысканные итальянские блюда в ресторации Матео, цирюльники трудились над прическами местных красавиц, сапожники передлагали "обувь в чисто парижском вкусе", а художники создавали портреты, которые по миниатюрному своему исполнению вполне заменяли тогда еще неизвестные фотографии...

Ланжероновская

Ланжероновская улица, старинное фотоВ истории города улица, подобно человеку, может оказаться всего лишь сторонним наблюдателем или, наоборот, войти в нее всенепременным участником, как Ланжероновская, где люди, годы и события оставили свои частые отметины.

На месте левого, если смотреть от театра, сквера при турках была кофейня Аспориди, в которой утром 14 сентября 1789 года, по завершении штурма, де Рибас с офицерами праздновал взятие Хаджибея. А через пять лет, в день основания нашего города, 22 августа 1794 года, здесь заложили первое здание - дом генерал-поручика князя Г.Волконского. В 1820-х годах, когда этот дом уже принадлежал французскому коммерсанту Рено, в той его части, что была на углу Ланжероновской и Ришельевской, располагалось первое в Одессе казино, о котором написал А.С.Пушкин:
Иду гулять. Уж благосклонный
Открыт Casino; чашек звон
Там раздается...


В знаменитой одесской главе "Евгения Онегина" остался и еще один объект Ланжероновской улицы:
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей...


И теперь на фасаде Одесского оперного театра - бюст А.С.Пушкина в память о том, что его молодость переплелась с молодостью Одессы, чья опера "обновила ему душу". Всемирно известная достопримечательность Одессы, предмет гордости одесситов и восхищения туристов, театр — настоящее украшение Ланжероновской.

Ришелье, Ланжерон, Воронцов без громких слов о преемственности власти служили во благо Одессы, чему свидетель и Ришельевский лицей, один корпус которого под №17 занимает добрую половину квартала Ланжероновской. Он задуман Ришелье, открыт в 1817 году Ланжероном, новое его здание на Дворянской улице начали строить при Воронцове.

Неподалеку от лицея, на углу Гаванной улицы, двухэтажный дом под нынешним №21 привлекал когда-то внимание двумя стоявшими по обе стороны ворот пушками, за ратные подвиги пожалованными Ланжерону, который с женой Елисаветой Адольфовной поселился здесь в 1825 году, уже будучи не у дел. А до отставки резиденция генерал-губернатора графа А.Ф.Ланжерона располагалась в двухэтажном, с портиком о четырех колоннах, доме, выстроенном Рено на Ланжероновской рядом с казино. При раскопках 1995 года археологи наткнулись на боковое крыльцо этого дома, и жаркое солнце Одессы вновь согрело холодный мрамор его ступеней. Сюда весной 1817 года фельдъегерь доставил Ланжерону высочайший манифест, разрешающий учредить в Одессе порто-франко, сиречь вольную гавань. О ней мечтал Ришелье, ее добился Ланжерон и... оставил в стихах Пушкин, написав о том, что "вино без пошлины привезено". Правда, "Одесский вестник" потом поправил поэта, указав, что пошлину платили, но в размере одной пятой тарифа. Здесь же, в кабинете Ланжерона, стоял мраморный бюст Ришелье работы французского скульптора Ж.Рютиеля, присланный в 1819 году в дар городу мэром Парижа графом Рошешуаром, который в Одессе состоял адъютантом дюка.

Этот бюст по-прежнему на Ланжероновской, но в Морском музее, расположенном в здании бывшего Английского клуба, построенном в 1842 году по проекту архитектора Г.Торичелли. А попал он туда по чистой случайности: в 1965 году сотрудники Картинной галереи приняли Ришелье за "какого-то адмирала" и передали хранившийся в запасниках бюст Морскому музею, где его узнал одесский старожил Е.Е.Запорожченко. Курьезна эта история, но в результате бюст оказался буквально в двух шагах от того места, где жил дюк.

Домик дюка стоял там, где ныне сквер возле Дворца бракосочетаний. В 1827 году обветшалое строение снесли и возвели канцелярию градоначальника, но по назначению не использовали, а сдали под гостиницу с неслучайным названием "Ришельевская" Цезарю Оттону. Это о нем писал Пушкин в "одесской главе" и снабдил авторским примечанием "Известный ресторатор в Одессе", чем, можно сказать, положил начало литературного краеведения Одессы. При Пушкине ресторан находился в другом месте, а в роскошном зале "Ришельевской" Оттон принимал Н.В.Гоголя.

Сын ресторатора, архитектор Л.Ц.Оттон, оставил о себе память на Ланжероновской в двух кварталах от отцовского ресторана. В 1850-х годах по его проекту в начале улиц построили великолепный в своем изяществе дворец князя Гагарина, в котором потом помещался коммерческий клуб, банк, литературно-артистическое общество и канцелярия Николая Ивановича Бухарина, но не того "любимца партии", что был поставлен к стенке этой же партией, а одесского градоначальника... Нынче тут Литературный музей, в залах которого будто остановилось время. А на фасаде - мемориальная доска с барельефом основателя музея Никиты Брыгина.

Напротив музея - якорь на постаменте, как в сказочных приморских городах из книг А.Грина, чью фантазию питали воспоминания об Одессе 1890-х и заграничном плавании на "Цесаревиче", пароходе Русского общества Пароходства и Торговли, контора которого помещалась в доме №1. А отделение английской компании "Вильсон Томас, сын и Кo" было в доме N5, где до сих пор осталась "потаенная" достопримечательность - камин из потемневшего мрамора, единственный в Одессе, расположенный не в гостиной или вестибюле, а в парадной.

Достопримечательность Ланжероновской, почти лишенной деревьев, является и старый дуб близ Пушкинской, могучие ветви которого укрепления ради перетянуты цепью, уже вросшей в кору - "златая цепь на дубе том".

В отличие от адмирала де Рибаса, дюка де Ришелье, князя Воронцова, в Одессе пока нет памятника графу Ланжерону, но есть улица, названная его именем аж в 1817 году - памятник при жизни.

По материалам Чисто Одесского Сайта


____________________________________________________
умный дом оборудование и проектирование систем.
отзывы на книги на литературном блоге.

Комментариев нет: