Поиск по этому блогу

пятница, декабря 11

Как умирает история. Антирейтинг сохранности одесских памятников архитектуры.

Не могу не перепостить... Автор камрад Кайзер Вильгельм

Центр города, исторические места, старые дома, мощеные улицы, памятники архитектуры… На них охранные таблички, которые нужны, скорее для «мебели»: памятники эти никто не защищает и не реставрирует. А иногда их даже поджигают, чтобы ускорить процесс освобождения будущей строительной площадки. Так было с Английским музеем, так было с домом Руссова… Я немного прогулялся по старой Одессе и даже выехал за ее пределы, чтобы составить список из десяти памятников архитектуры, которые могут перестать существовать по причине бесхозяйственности местной власти и их хозяев.



Когда я хожу с фотоаппаратом по городу, то просто поражаюсь. Одесса — уникальнейший город. Уникальный тем, что у нас есть более чем на две трети сохранившийся архитектурный ансамбль исторического центра. Мало какой город может похвастать таким после всяких революций, войн, советских и постсоветских строек. Но вот состояние всех этих памятников архитектуры, увы, плачевно. Многие дома разваливаются прямо на глазах, некоторые стоят бесхозными, грустно смотря на нас пустыми глазницами окон.

Для спасения старых зданий ничего не делается. Нет, ошибаюсь, на них висят таблички с указаниями о том, что это памятник архитектуры такой-то, построен тогда-то и так далее. А еще на табличках написано, что дома охраняются законом. Каким? Как охраняются? Хотелось бы увидеть, как длань закона влепит увесистую затрещину тому, кто посягнет на памятник архитектуры.

Увы, памятник архитектуры можно снести, сжечь, оставить рушиться от времени – и никому до этого не будет дела, кроме немногих неравнодушных… Ниже - список из десяти памятников архитектуры, состояние которых таково, что они вот-вот повторят судьбу гостиницы «Спартак» или дома Руссова… Это своеобразный антирейтинг. 10-е место в нем занимает самое целое здание, 1-е – находящееся на грани обрушения.

10 место. Дом Калачевского


Великолепный особняк у самого Сабанеева моста был построен архитектором Кабиольским в 1893-1894 годах. Принадлежал дом Сергею Калачевскому, который сдавал помещения в аренду авиационной школе, нескольким спортивным клубам. После революции тут работали «Губернская военно-инженерная дистанция», детский сад №6, затем Жовтневый райком КПСС.

Сейчас в доме Калачевского - детская школа искусств. Но состояние здания с каждым годом ухудшается. Оно является ярким аргументом в подтверждение старой истины: эффективнее потратить три тысячи гривен на ремонт водосточных труб, чем потом триста тысяч на ремонт фасада.

9 место. Дом Ираклиди


На углу Преображенской и Софиевской возвышается величественный дом, с эркерами, мансардами и витиеватой лепниной. И все это великолепие в любой момент может рухнуть кому-то на голову. Построен он был в 1901 году архитектором Мазыровым. А все нынешнее несчастья дома – от коммуналок советского времени.

8 место. Дворец Торричелли


Построен в 1834 году одесским архитектором Георгием (Георгисом) Торричелли. Дом имеет планировку и общую стилистику средневековых итальянских палаццо.

Сменил несколько владельцев — Калио, Калиновского, Балашева. При последнем дореволюционном хозяине, Алексее Балашеве, здесь была гостиница и ресторан «Марсель». После революции в здании разместили трест «Монолитстрой», а экс-владельцы ютились в одной из комнат своей бывшей квартиры, перестроенной в коммуналку. Дочь Алексея Балашева, Наталья Алексеевна, увидела в этом доме и постсоветское время.

Сейчас дворец в запущенном состоянии. Реконструкция не производится. А расположенная на первом этаже трамвайная диспетчерская из-за угрозы обрушения еще пару лет назад была вынуждена перебраться в специально пригнанный на Тираспольскую площадь трамвай.

7 место. Дом Халайдж-Оглу


Маленький покосившийся одноэтажный домик на улице Жуковского, совсем рядом с Тираспольской площадью… Это тоже одно из самых старых зданий Одессы, построенное до 1810 года, первым хозяином которого был татарин Халайдж-Оглу. Дом пережил множество переделок и перестроек, что видно по оконным проемам. Сейчас тут живут люди. А поскольку весь квартал предназначен под комплексную реконструкцию, судьба маленького домишки весьма туманна.

6 место. Дом Гоголя


Дом на улице Гоголя, известный также как дом Трощинского (по фамилии владельца), построен в 1849 году архитекторами Шашиным и Даллаква. Тут в последние годы жизни останавливался Николай Гоголь. Сейчас дом стоит в запустении, инвестор, хозяин более чем 80% помещений, ничего не предпринимает для реконструкции памятника архитектуры. А областное управление охраны памятников тоже ничего не делает: дескать, у дома есть хозяин…

5 место. Женская гимназия – завод мороженого


В 1893 году рядом с Институтом благородных девиц, на Старопортофранковской улице, архитектор Ландесман построил здание женской гимназии №2. После революции тут работала профтехшкола №1, в которой готовили строителей. Здесь учился на мастера-черепичника Сергей Королев… Потом в доме была фабрика мороженого «Полярная звезда», от которой остался только кусок вывески и пустые цеха-классы. Даже в справочнике ДубльГИС по этому адресу значится только магазин мобильных телефонов.

4 место. Городская больница - Циркульный корпус


Это одно из самых старых зданий города, стоящее изящным полукругом в начале улицы Пастера. Построена в 1806-1812 годах архитектором Тома де Томоном в классическом стиле. Сейчас тут располагается инфекционная больница, в которую никто не хочет попадать. А одно из крыльев старого здания стоит заброшенным, без окон и медленно разваливается.

3 место. Здание Императорского Технического общества - “Масонский дом”


Княжеская угол Новосельского. Конечная 28-го трамвая. Заброшенный дом с полукруглым входом и масонскими знаками на фасаде… Сейчас это место тусовок всяких неформалов, - благо рядом пожарная часть, - а до революции здесь заседали ученые мужи. Рассматривали такие изобретения, как «вечный движитель, изобретенный крестьянином Фукиным» и “устройство, которое путем верещания испуг ворам может делать», то есть первую сигнализацию. Именно оттуда великий Александр Попов послал первый радиосигнал на стоящее на рейде судно. В 1920-е годы академик Евгений Буркснер основал здесь химико-радиологический институт. Потом была засекреченная лаборатория по биологическому оружию… А в бурные девяностые здание хотели реставрировать и разместить там Дом Журналистов. Не случилось…

2 место. Новобазарная синагога


Окруженное забором здание на улице Ольгиевской под номером, 14. Дореволюционная Новобазарная синагога, в советское время – непонятного назначения заводик «Динамо». В 2005 году здание было продано. Сам участок планировался под возведение жилой многоэтажки. Высотку так и не построили, зато 16 июля 2009-го бывшая синагога сгорела дотла. Остался только остов, до которого никому нет дела.

1 место. Усадьба Курисов


Усадьба в мавританском стиле в селе Петровка Коминтерновского района. Возведена в 1820 году, позже перестроена архитектором Толвинским. При Союзе в усадьбе работал сельскохозяйственный техникум.

В 1990 году был подготовлен проект реставрации, но делу помешал пожар, вспыхнувший якобы из-за молнии. С тех пор здание представляет собой понемногу разрушающийся обгорелый и загаженный остов.

Семейству Курисов принадлежал еще и особняк в стиле классицизма на Греческой улице, в котором сейчас Молодежный театр (бывший ТЮЗ). Его, слава богу, сейчас реконструируют

Эксперт: самобытность Одессы пытаются убить

Самобытность Одессы пытаются убить, уверен доктор экономических наук, профессор Николай Шутов. Об этом он заявил в интервью ТАЙМЕРУ.

- К Одессе относятся так, как она, в лице властей города, позволяет к себе относиться, - сказал эксперт. Просто игнорируют город, вот и все. А кто будет защищать город? Наша командировочная, из Киева, Могилева-Подольского, Львова, власть? Временщики приехали сюда заработать денег и все. Зачем им этот город?

Посмотрите, как сегодня ведется строительство. Оно хаотично, эклектично. Самобытность Одессы пытаются убить – выгорают дома, определяющие лицо города, его архитектурный облик и ценность – здание облпрокуратуры на Пушкинской, на той же улице здание бывшего Английского клуба, в котором размещался Музей морского флота, недавно огнем был уничтожен дом Руссова. А что вместо – «Европа» на Дерибасовской, «Афины» на Греческой площади?!

Та же Дерибасовская, что из нее сделали? А почему? Потому что просто берется кусок земли, на нем нечто строится, берутся большие взятки с задачей снять максимальную прибыль, а там хоть трава не расти. Жить такие бизнесмены и чиновники предполагают, вероятно, в Нью-Йорке или Хайфе, иначе не уродовали бы город своими «шедеврами». И происходит это не без согласия властей города. Одно слово – временщики.

К сожалению, есть и объективные причины. Кризис. И у управления капитального строительства, и у управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета висят еще не погашенные задолженности за 2008 год, плюс хроническое недофинансирование по текущему году. О том, что из-за нехватки средств муниципалитет не сможет реконструировать центральную часть города, руководитель управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета заявил еще в сентябре текущего года.

Оригинал на timer.od.ua





изучение французского языка
Новости о скидках
Декор интерьера

Как с толком провести свободное время в Нью-Йорке

Комментариев нет: