16 апреля в 1889 году В Одессе открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Существует легенда, что памятник стоит спиной к городской Думе из-за того, что отцы города не дали денег на постройку памятника. Обиженные одесситы собрали деньги на памятник сами и памятник установили в сторону здания Думы мягко говоря затылком.
Так ли это? Вот что пишет в своей статье известный одесский краевед Олег Губарь:
Не знаю ничего пошлее местечковых легенд, низводящих всякий значимый ретроспективный сюжет до уровня невежественной байки. Скажем, следуя логике самозваных экскурсоводов местного разлива, Александр Сергеевич год с лишком только тем и занимался, что озеленял Одессу: втихаря, на рассвете, "навстречу утренней Авроре", высаживал то канадский тополь под окнами Воронцовой или Ризнич, то платан на бульваре, то дубок в Казенном саду. Впоследствии же бронзовая версия большого любителя зеленых насаждений повернулась спиной к Думе в знак протеста: как же, городское самоуправление якобы не пожелало финансировать сооружение памятника.Вот так разрушаются красивые легенды...
Для начала замечу лишь то, что бронзовый Пушкин повернут как раз лицом к Думе, помещавшейся до конца позапрошлого столетия в правом полуциркульном здании, за спиною вовсе другого монумента, Дюка. Стало быть, это герцог Ришелье, возможно, недоволен прижимистыми думцами. Поэт же на самом деле как бы отвернулся от Старой Биржи, в которую Дума перебралась только в 1899-м, после постройки Новой - где ныне филармония (к этому времени памятник-фонтан стоял на своем месте уже 10 лет). Но и тут получается неувязка, ведь именно обитая в меркантильной Южной Пальмире, Пушкин получил первые, неслыханные по тем временам литературные гонорары. Именно прагматичная Одесса надоумила, что его продукция такой же товар, как и всякий иной прочий, что "можно рукопись продать", навела на "Разговор книгопродавца с поэтом". Пушкин жил в доме барона Рено, где проходили биржевые собрания, дружил преимущественно с негоциантами, биржевиками, столовался у них, играл с ними в карты, развлекался на их приморских хуторах. Так что никакого зуба на биржу не имел.
А в нашем городе есть еще один памятник Пушкину на ул.Пушкинской
Как то мне в купе поезда, следующего из Одессы-мамы в Ростов-папу автор этого памятника (он кстати лил и атамана Головатого в Кировском сквере) говорил, что он меньше всего хотел, что-бы его Пушкин походил на фундаментальный образ поэта, именно поэтому его Пушкин стоит, как самый обычный человек невысокого по современным меркам роста, стоит прямо на тротуаре, рядом со спешащими по своим делам прохожими.
ЗЫ Раньше в левой руке Пушкина была трость, но её довольно быстро спи... ну вы поняли...
Комментариев нет:
Отправить комментарий