История возникновения улицы весьма интересна. Правительственным указом 1817 года в Одессе для облегчения внешней торговли было создано порто-франко. Порто-франко - это порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. И представляло собой часть территории города,
изолированной таможенной границей. В пределах порто-франко товары из-за границы ввозились беспошлинно, а далее за вывоз из территории порто-франко взималась таможенная пошлина, которая шла на развитие города. Но только в 1819 году статус порто-франко приобрел практическую реализацию. К этому времени была обустроена первая таможенная граница и на основных дорогах поставлены таможенные заставы. От них до наших дней остались названия Первая Застава, Вторая Застава. Первая граница начиналась от Куяльницкого лимана и мимо селения Усатово кольцом охватывала город. Охранять такую границу было сложно. И в 1822 году последовал указ о проведении второй границы порто-франко, которая прошла по
нынешней улице Старопортофранковской, которой тогда не было и в помине. Вторая граница проходила по окраине города и кольцом охватывала его по нынешней улице Старопортофранковской, мимо ворот Христианского кладбища (ныне Преображенский парк), мимо привозной площади, мимо тюремного замка (Привокзальная площадь), Юнкерского училища (Итальянский бульвар) и современная улица Белинского. Таможенная граница представляла собой две глубокие канавы, между которыми имелась полоса
земли шириной 15 саженей (сажень 2,18 м). Канавы проходили по нынешним улицам Старопортофранковской и Мечникова, а расстояние между ними и было свободной полосой земли. Вдоль границы со стороны города были построены оборонительные казармы. Одна из таких казарм сохранилась до нашего времени на углу улицы Льва Толстого. Задняя стена казармы выходит на улицу Старопортофранковскую.
Внешнюю сторону границы патрулировали конные казачьи патрули, которые пресекали попытки беспошлинного вывоза товаров за пределы порто-франко.
Для пропуска товаров были созданы таможенные пропускные пункты, которые размещались на перекрестках современных улиц с улицей Старопортофранковской, а через канавы в этих местах были сооружены мосты. Мосты имелись на пересечении улицы Старопортофранковской с улицами Ольгиевской, Градоначальнической, Тираспольской, Преображенской, Ришельевской, Белинского.
Однако, эта граница порто-франко имела существенные недостатки. От города оказались отрезанными Пересыпь, Молдованка и другие городские предместья. Это затруднило подвоз в город продуктов питания, воды и прочего. И в 1826 году была проведена новая, третья граница, которая пролегла между первой и второй границами и включила предместья в границы порто-франко.
С этого момента начинается обустройство старой черты порто-франко и образовалась нынешняя улица Старопортофранковская, которая дугой охватила весь город. Впоследствии вся эта очень длинная улица была разбита на несколько коротких.
Улица стала средоточием различных учебных и благотворительных учреждений.
На перекрестке улиц Старопортофранковской, Колонтаевской, Тираспольской располагалась Мещанская церковь, которая получила название от мещанской управы, размещавшейся в правом здании, где ныне один из корпусов педуниверситета.
А так выглядит этот перекресток в настоящее время
На углу улиц Тираспольской и Старопортофранковской находится здание бывшего мануфактурного магазина наследников Пташникова, построенное архитектором М. Линецким. Так выглядит часть бокового фасада этого здания с улицы Старопортофранковской
А так выглядит перекресток улиц вышеуказанных
В районе этой площади находилась Тираспольская застава, через которую в город въехал А.С. Пушкин.
Большое здание, которое видно на снимке, было доходным домом одного из пивных королей Одессы Кемпе. Здание занимает целый квартал до улицы Базарной. На углах здания архитектор Розенфельд поместил медальоны с изображением женщины
Кто она? Неизвестно...
Автор Юрий
Любые вопросы о Кирове
фото свадебный макияж
Комментариев нет:
Отправить комментарий