Чертежи Шала экспонировались в довоенные годы в отделе «Старая Одесса» Одесского Художественного музея (ныне Музей западного и восточного искусства).
Важную роль в осуществлении проекта бульвара сыграл военный инженер Бугайской и др. Строительство бульвара началось в 1822 году. За три года спланировали, утрамбовали площадки, проложили тротуары и аллеи. Высадили более четырехсот деревьев. Бульвар прямоугольной формы в пятьсот погонных метров одной стороной открыт к морю, другой - обрамлен Бульварной улицей.
Молодой бульвар застраивался в 30-х годах XIX века, в центре его построили два полуциркулярных здания, которые образовали небольшую площадь. По торцам бульвара построили дворец Воронцова с его классической крутой колоннадой в 20 колонн и здание купеческой биржи.
В 1828 году возвели памятник Ришелье, в 1830 - построили Мраморный дворец, в 1841 - грандиозную лестницу к морю. На образовавшейся вдоль бульвара улице места раздавали бесплатно, но с требованием: в течение пяти лет застроить «приличными домами».
Так сложился замечательный архитектурный ансамбль Приморского бульвара. В конце XIX века возникла необходимость создания еще одного новшества: «устройства рельсового подъемного пути с пристани на бульвар».
Эта идея начала осуществляться в 1895 году молодым инженером Н. К. Пятницким, подавшим в городскую управу прошение о предоставлении ему сооружения и эксплуатации механического подъемного пути с Приморской улицы на бульвар».
С 1900 по 1902 год спланировали склон под трассу и проложили рельсовый путь длиной около 100 метров с разъездом посередине и переходным мостиком над ним. Построили деревянный ажурный павильон на бульваре, каменное здание с кассой, конторой, перроном и небольшую электростанцию на Приморской улице. Собрали и закрепили на тросах два вагончика (по 35 мест каждый), доставленных из Парижа. Вагончики двигались друг другу навстречу по рельсам на тросах. Все работы выполнялись под руководством инженера В. Я. Раковского.
Одесский фуникулер в начале ХХ века.
Старожилы (да и я в том числе) помнят это здание верхней станции фуникулера на Приморском (Николаевском) б-ре.
Одесский фуникулер был построен по "классической" схеме - однопутная рельсовая линия с разъездом. Движение осуществлялось по "маятниковой" схеме, когда спускающийся вагон помогал вагону, движущемуся вверх. В таком виде одесский фуникулер просуществовал 67 лет, перевозя пассажиров с бульвара в порт за неизменные 2 коп.
Одесский фуникулер в разные годы.
Войны прерывали работу одесского фуникулера. После Первой мировой и гражданской войн фуникулер не работал с 1919 г. Однако 20 сентября 1926 года он снова начал свою работу.
Второй перерыв в работе фуникулера пришелся на период Великой Отечественной войны. Только в 1947 году опять была возобновлена его работа.
К середине 60-х годов одесский фуникулер, хотя неизменно популярный среди одесситов и гостей города, тем не менее обветшал. Оборудование и вагоны требовали замены, пути и павильоны - ремонта. Тогдашнее руководство города решило не тратить деньги на ремонт фуникулера, а построить на его месте "передовой" вид транспорта - эскалатор. В 1969 г. фуникулер был закрыт, а уже в апреле 1970 г. состоялось открытие одесского эскалатора.
Эскалаторный комплекс был похож на московский эскалатор на Ленинских Горах, а дизайн нижнего павильона напоминает дизайн советского павильона на выставке ЭКСПО-67 в Монреале.
Одесский эскалатор.
К сожалению, постройка эскалатора не была большим успехом. Отсутствие однопролетного эскалатора необходимой длины заставило разбить линию на 4 участка с промежуточными площадками, на которых сидели женщины-пенсионерки, единственной обязанностью которых было следить, чтобы никто не вздумал проехать в обоих направлениях. Стоимость проезда увеличилась по сравнению с фуникулером на 50% и составляла 3 коп. Правда и эта цена оставалась неизменной практически до самого окончания работы эскалатора.
Отсутствие опыта обслуживания эскалаторов в Одессе, а также трудности с запасными частями, привели к тому, что через десяток лет после начала эксплуатации эскалатор стал работать только в одну сторону - на подъем, а лестницы противоположного направления использовались как источник запчастей. Но такое положение не могло продолжаться бесконечно, и в 1997 г. эскалатор был окончательно остановлен. Тогда же было принято решение восстановить фуникулер и в 1998 г. даже начались строительные работы. Смена городской власти сменила и приоритеты и строительство было остановлено. К счастью то, что было уже построено, не было уничтожено и через 7 лет стройка обрела вторую жизнь.
Замороженное строительство в 2002 г.
Общий вид стройки в 2003 г.
В 2005 г. с возвращением к власти в Одессе мэра Э.И.Гурвица началась вторая жизнь реконструкции фуникулера. Однако новый фуникулер, строго говоря, традиционным фуникулером не является. Новый фуникулер построен по принципу "наклонного лифта", т.е. кабинки движутся независимо друг от друга по раздельным путям. Система управления и ходовая часть тоже "позаимстовованы" у традиционных лифтов. Также коренному изменению подверглось стилевое оформление верхнего и нижнего павильонов, а кабинки фуникулера получили современный вид с прекрасным обзором.
В День города - 2 сентября 2005 г. - одесский фуникулер вернулся на службу городу.
Фуникулер-лифт. Общий вид.
Верхний павильон фуникулера. Впоследствии здесь также разместится магазин сувениров.
Нижний павильон фуникулера будет по совместительству кафе.
Вагон нового фуникулера.
То, что осталось от красивого полукруглого мостика (см. фото эскалатора), соединявшего Потемкинскую лестницу с парком.
По материалам сайта http://odessatrolley.com
_______________________________________________________________________________
Новая партнёрская программа по созданию сайтов от http://www.webanet.ru. Двухуровневая партнерская программа по созданию и продвижению готовых сайтов, а также по созданию сайтов на конструкторе сайтов Webovo.ru
Целебное масло чайного дерева поможет против грибков, бактерий и вирусов. Чай можно не только пить :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий